• История автозвука


      Сегодня играющей в автомобиле музыкой никого не удивишь. Машины оснащают ...
  • В новом качестве

      Когда в семье ощутимо подросло "очередное пополнение", начал задуматься ...
  • То, что нужно!

      Практически все современные автовладельцы не представляют свой автомобил ...
  • Новые требования закона

      Обращаем внимание, что 15 ноября 2014 года вступили в силу требования Фе ...

"Руссо-Балт" в Вятке

Страницы истории

...Очередная годовщина Октябрьской революции проявилась порцией новых публикаций о событиях 1917 года в Вятке. В частности, была опубликована находящаяся в архивах ГАСПИКО фотография первого большевистского правительства – партактива Вятки. Но меня прежде всего заинтересовал автомобиль, на котором расположилась вся эта публика. К удивлению, авто оказалось знаменитым «Руссо-Балтом». Модель, по предварительной оценке,  «Руссо-Балт» К12/20.


ПО СЛЕДУ «РУССО-БАЛТА»
Так называлась известная книга Льва Шугурова. Но и нам пришлось идти по следу. У кого большевики могли экспроприировать «Руссо-Балт» в 1917-м? Из всех сведений удалось обнаружить, что подобная машина была в Вятской губернии у елабужских купцов Стахеевых. Это вообще был первый автомобиль в Елабуге, и появился он в 1911 году. Стахеевы купили «Руссо-Балт С24/30» 1909 г.в. мощностью 30 л.с. и с 5-6 посадочными местами. Авто могло развивать скорость до 70 км/час. Но смогли бы его перегнать в губернский центр? Весьма сомнительно.
Другим обладателем авто этой марки был имевший отношение к Вятке Петр Петрович Батолин (владевший до революции лимузином «Руссо-Балт С 24/35»).  Батолин был компаньоном торгового дома «И. Г. Стахеев и сыновья», директором Санкт-Петербургского управления Русско-Азиатского банка, Камско-Вятского торгового общества, Камско-Сибирского лесопромышленного общества и прочее, и прочее. Стахеев, Батолин и Путилов (генеральный директор знаменитого Общества Путиловских заводов в Санкт-Петербурге) создали один из самых мощных концернов России. То есть это был весьма влиятельный человек, но проживал он в столице. Что подтверждает, что иметь «Руссо-Балт» в то время мог себе позволить только очень и очень состоятельный человек.
Кто мог быть таким в Вятке? У кого отобрали? Вряд ли машину привезли с собой революционные матросы, которые занимались грабежами в Вятке. Так что пока происхождение машины - загадка.

ПЕРВЫЙ РОССИЙСКИЙ «ХАЙ-КЛАСС»
История автомобильной марки «Руссо-Балт» началась в 1907 году, когда крупный индустриальный промышленник основал небольшой автомобильный завод (впоследствии - РБВЗ) в Прибалтике. Первый автомобиль «Руссо-Балт» сошел с конвейера 26 мая 1909 года. Несколько экземпляров были приобретены самим императором Николаем II.  
Первой стала легковая модель С-24/30, основой для которой послужила машина бельгийской фирмы Fondu. В 1914 году на заводе было собрано уже 300 машин. Много это или мало? Для сравнения: Alfa-Romeo в том же году выпустил 205 машин, Audi - 216, Bugatti - 150. Это были уникальные и оригинальные авто. Уже в конце 1910 г. завод все части автомобиля делал самостоятельно, за исключением трех: манометра, радиатора и магнето. Кроме того, на легковых моделях РБВЗ все шестерни коробки передач, главной передачи, а также колеса вращались не во втулках, а на шарикоподшипниках. Для передачи крутящего момента к ведущим колесам использовалась не цепь, а карданный вал. Картеры двигателя и коробки передач были отлиты из алюминиевого сплава. Шины - от рижского завода «Проводник». Скорость серийной машины составляла 60 км/час, расход топлива - около 16,5 л на 100 км.
12 апреля 1911 года в столице стартовал автопробег Санкт-Петербург - Монако, российский автомобилист победил в этом ралли именно на «Руссо-Балте».
В 1913 году компания «Руссо-Балт» удостоилась звания поставщика двора Его Императорского Величества. 1914 год стал знаменателен тем, что концерн «Руссо-Балт» занимался строительством самого большого на тот момент самолета «Илья Муромец», конструктором которого явился замечательный российский инженер Игорь Сикорский.
Первая мировая война, а также последующая за ней смена власти надолго положили конец производству автомобилей под этой маркой. Два последних грузовика с маркой «Руссо-Балт» были собраны в Москве в 1923 г.
Как мы видим на нашем фото, о машине не особо и заботились. Правое крыло помято и, похоже, даже трижды прострелено. Интересный факт: вместо двух традиционных фар перед радиатором – один большой прожектор. Сколько прожила эта машина, куда потом делась? Все это еще предстоит выяснить...



ХРОНИКА 17-ГО ГОДА
Сообщение о большевистском перевороте в Петрограде пришло в Вятку по телеграфу только 27 октября. За день до этого профсоюз служащих Воткинского завода отправил телеграмму в адрес Временного правительства (не предполагая, что оно уже арестовано), где призывал к «категорическому подавлению большевицкого бунта самыми быстрыми и решительными мерами». 27-го Вятский городской комитет РСДРП(б) обратился к горожанам с воззванием поддержать переворот, на собрании комитета присутствовало несколько десятков человек (большевиков в городе было около 70). В эти же дни, с 24 октября по 1 ноября, в Вятке в связи с петроградскими событиями проходила экстренная сессия Губернского земского собрания - единственной законной власти в городе, избранной всенародным голосованием. Председательствовал П.Т. Саламатов; он огласил полученные телеграммы: первую - от Всероссийского съезда Советов солдатских и рабочих депутатов о низложении Временного правительства и переходе власти к революционному комитету, вторую - от исполкома Всероссийского Совета крестьянских депутатов о том, что захват власти большевиками в Петрограде является захватом прав всего народа. После этого председатель спросил:
— Как Губернское собрание относится к захвату власти в Петрограде? Новых вестей нет. Почтово-телеграфный союз изолировал Петроград от других городов России. Есть известия, что Съезд Советов арестован. ЦК Всероссийского Совета крестьянских депутатов назвал действия большевиков преступными.
Начались выступления. Революционер-народник, прошедший царскую каторгу, Николай Аполлонович Чарушин высказался так:
— Граждане гласные! То, чего мы с тревогой ожидали и чего боялись - случилось. В Петрограде объявлена гражданская война. В этой беде повинно не только царское правительство, повинны все мы. Мы все время углубляли революцию и углубили до большевизма. Я думаю, это уже конец, дальше идти некуда. Мы от этого пункта повернем в обратную сторону. Не вся Россия заражена большевизмом!
В итоге 27 октября было принято следующее постановление: «К попытке захвата власти антигосударственными элементами отнестись резко отрицательно. Признавать только власть Временного правительства, организованную на правильных государственных началах; впредь до создания нового правительства верховную власть в губернии Губернское собрание берет на себя. Все исполнительные действия по организации власти и охране порядка поручить Совету при губернском комиссаре».
28 октября земское собрание отправило в Гатчину А.Ф. Керенскому телеграмму следующего содержания: «Вятское губернское земское собрание нового состава, имеющее право назвать себя единственно законным выразителем воли народа губернии, попытку большевиков захватить власть считает преступлением и безумием. Губернское земское собрание впредь до установления связи с Временным правительством верховное управление губернией взяло в свои руки».
Во второй раз за свою историю Вятский край стал независимой республикой (первый раз Вятка была отдельным государством со своего основания до 1489 года - до присоединения к Московскому княжеству). Правда, второй период независимости длился совсем недолго. Сначала Саламатов, наслышанный о погромах винных погребов в Петрограде, приказал вылить весь спирт из винного склада в реку. Спирт вытек на лед Вятки, и весь город сбежался к громадному спиртовому озеру. Пьянка в городе, сопровождавшаяся драками и погромами магазинов, продолжалась несколько дней. А затем в Вятку прибыли направленные из Петрограда от ЦК РСДРП(б) и ВРК  Н.М. Анцелович, И.И. Деришев и братишки-матросики Балтийского флота. Их усилиями 1 декабря в Вятке была организована вооруженная демонстрация, после которой большевики заняли ключевые пункты города (вокзалы, телеграф, телефон, электростанцию, водокачку). Верховному Совету Вятской губернии было объявлено о его роспуске.  Начались обыски, грабежи, аресты, расстрелы...
Ну а что было дальше – хорошо известно.

Автор ЕВГЕНИЙ ПЯТУНИН

Опубликовано 27.11.2012

Комментарии  

 
#1 Stanislaus 04.06.2013 16:30 Цитировать
Если имеется в виду автомобиль на нижнем снимке, то это не "Руссо-Балт", абсолютно не он! Этот даже рядом с "Руссо-Балтом" не стоял )) Скорее всего это швейцарская машина "Стелла" (Stella).
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить